Пленум Верховного суда России принял важные поправки в постановление "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях". Теперь судебным приставам не придется доказывать в суде, что должник-коррупционер злостно уклонялся от расплаты. Достаточно того факта, что он просто не заплатил. Судам же рекомендовано при назначении наказания обсуждать возможность исполнения штрафа, то есть насколько подсудимый в состоянии расплатиться.
Проблемы с наказанием взяточников возникли в 2011 году, когда было введены кратные штрафы. Теперь коррупционерам приходится отдавать в десятки раз больше, чем взяли. Система не так гуманна, как может показаться. Ведь для многих коррупционеров остаться без копейки страшнее, чем загреметь в тюрьму.
В каком-то смысле кратные штрафы призваны были заменить конфискацию. Все-таки при крупных штрафах суммы получаются гигантскими, не всякому коррупционеру по карману.
Все было хорошо, но возникла проблема: штрафы в большинстве своем остаются на бумаге. Например, в прошлом году на исполнении службы судебных приставов находилось штрафов за коррупционные преступления на общую сумму около 2 миллиардов рублей. Из них выплачено было лишь около 155 миллионов рублей. Когда наказание коррупционеру не по карману, закон разрешает взять рассрочку до пяти лет. Если же человек злостно уклоняется от расплаты, его можно отправить в тюрьму. Вот со словом "злостный" у юристов и возникли проблемы. Строго по науке было решено, что злостными можно считать только тех, кто прячет деньги в кубышках, скрывается от приставов, переписывает особняки на тещу и т.п. Если же человек ничего такого не делает, наоборот, горит желанием расплатиться, просто у него нет денег, то это, мол, не злостный, а несчастный. А несчастных сажать как-то неудобно.
Теперь же Верховный суд России потребовал изменить практику. Денежные несчастья не должны освобождать взяточника от наказания. Никаких других условий, кроме неуплаты штрафа, не требуется. "Разъяснить судам, что сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств на уплату штрафа не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок", - сказано в постановлении пленума. При этом менять штраф на условное наказание при коррупционном преступлении запрещено, срок должен быть только реальным.
А при назначении штрафа суду стоит поинтересоваться кредитоспособностью взяточника. "При разрешении вопроса о том, какое наказание должно быть назначено осужденному, совершившему коррупционное преступление, в случае наличия в санкции статьи наказания в виде штрафа, суду следует обсуждать возможность исполнения штрафа. Назначая штраф, определяя его размер и решая вопрос о рассрочке его выплаты, необходимо учитывать не только тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения им заработной платы или иного дохода", - говорится в постановлении пленума.
В этих целях, как поясняет документ, следует иметь в виду наличие или отсутствие у осужденного основного места работы, размер его заработной платы или иного дохода, возможность трудоустройства, наличие имущества, иждивенцев и т.п.
Поясняя эту рекомендацию, судья Верховного суда РФ Елена Пейсикова отметила, что, по данным судебной практики, "значительное число осужденных за взятки на момент вынесения приговора не имели имущества, на которое мог бы быть наложен арест, их зарплата не превышала средние показатели по региону, на момент вынесения приговора являлись безработными и имели иждивенцев, включая несовершеннолетних детей". Также Елена Пейсикова заметила, что устранение некоторых противоречий, связанных с системой кратных штрафов, "лежит в области законодательного регулирования".
Кстати, по данным судебного департамента при Верховном суде России, в 2012 году за получение взяток были осуждены 1442 человека, из них к штрафам были приговорены 74 процента, к лишению свободы - 10 процентов. За дачу взятки в 2012 году осуждены 2093 человека, подавляющее большинство (86,5 процента) приговорены к штрафам. Однако 4,8 процента взяткодателей получили реальный срок. Интересно, что уже несколько лет на скамье подсудимых оказывается больше людей, дававших взятки, чем бравших.
В этом году, по официальной статистике, каждый девятый осужденный взяточник - пожилой пенсионер. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за полгода по статье взяточничество всего было осуждено около 700 человек.
Из них 75 осужденных мужчины и женщины пенсионного возраста.
Кроме того, пленум Верховного суда обсудил проект постановления о процессуальных издержках. В документе, в частности, говорится, что заявление обвиняемого или подозреваемого о том, что ему не хватает денег на защитника, не является основанием для того, чтобы адвокат в деле не участвовал.